Правительство поручило подготовить проект самой северной железной дороги

18

Правительство может покрыть нехватку средств на выкуп этой земли в ходе весенних правок в бюджет, заявил в интервью РБК Акимов. После «глубокой экспертизы» была подтверждена эффективность проекта, подчеркивал он. А вопрос эффективности участка Бованенково — Сабетта еще изучается, замечал вице-премьер: «Привлекательный проект, но пока груза не видим». Среди обнаруженных сложностей он назвал «проблемы, связанные с совместимостью терминальной инфраструктуры (в порту Сабетта — РБК), стоимостью, размером затрат».

Экономика

Максим Акимов — РБК: «Надо менять структуру рынка, а не монополизировать»

Правительство поручило подготовить проект самой северной железной дороги

Порт НОВАТЭКа, газ «Газпрома»

Все участники заседания рабочей группы под председательством Акимова согласились, что порт Сабетта, который построил НОВАТЭК для экспорта сжиженного природного газа (СПГ) со своих заводов, должен иметь железнодорожные подходы, так как не менее 50 млн т грузов в перспективе будет формироваться в Обской губе, сказал РБК один участник встречи. Но он оговорился, что проект СШХ-2 не сразу выйдет на максимальный объем. По участку Бованенково-Сабетта планируется поставлять наливные грузы, включая газовый конденсат с Бованенково, которое «Газпром» вывел на полную мощность только в конце 2018 года (115 млрд куб. м газа в год), добавил другой участник совещания.

Проект Северного широтного хода-2 целесообразен лишь в случае создания центра по производству СПГ в районе Бованенково, но пока о таких планах «Газпрома» неизвестно, сказал РБК директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова. Одних перевозок конденсата может оказаться недостаточно для того, чтобы окупить дорогу, предупреждает он. Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что проект СШХ-2 в целом нужен. «В рамках проекта СШХ-2 предусмотрено развитие портовых мощностей Сабетты, но ключевая проблема в его реализации состоит в синхронизации терминальной и железнодорожной инфраструктуры, но не стоит ждать от «Газпрома» скорой реализации своих проектов и переориентации объемов с Бованенково [которые сейчас поcтавляются по трубе в Единую газотранспортную систему] в этот порт», — замечает эксперт.

Читайте также :  Минфин и страховщики раскрыли детали проекта базы застрахованного жилья

Строительство СШХ-2 поддержали НОВАТЭК и другие участники встречи, сообщил один из собеседников РБК. По словам другого источника, представитель НОВАТЭКа, выступая на заседании рабочей группы, сказал, что компания не имеет возражений против использования инфраструктуры порта Сабетта, однако такого запроса компания еще не получала. Пресс-служба НОВАТЭКа не ответила на запрос РБК.

Изначально порт Сабетта задумывался только для нужд проектов НОВАТЭКа, но «Газпром» планирует начать добычу конденсата на Бованенково, пик которой придется на 2030-2032 годы и продержится три-четыре, потом добыча пойдет на спад, сказал РБК источник, близкий к Минприроды. Вряд ли проект по переориентации порта для приема этих объемов конденсата в долгосрочной перспективе будет рентабельным, добавил он.

РБК направил запрос в пресс-службу «Газпром».

Подрядчик для СШХ-2

Соглашение о государственно-частном партнерстве по созданию и эксплуатации железнодорожной линии Бованенково — Сабетта было подписано еще в конце 2015 года. Тогда его подписали правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и компании ВИС. Группа ВИС изучает происходящие изменения и возможности по дальнейшему участию в этом проекте, сообщил РБК представитель компании.

Авторы:
Галина Казакулова, Людмила Подобедова, Светлана Бурмистрова, Владимир Дергачев

При участии:
Тимофей Дзядко